Чаши для чайной церемонии
Написать отзыв Сделать заказ А что  еще интересного? В мастерской художника... Здесь можно посмотреть работы...
Написать автору?

  

  

Чаши ренги - 2005

  

Презентация чаш
из серии "Колокол Китежа"

Кликните, чтобы скачать - 20 мб
     
 

галерея тяван

Если сравнивать чайную церемонию с театром, в котором мастер чая создаёт для зрителей-гостей особый мир, полный тишины, покоя и поэтического очарования, то чаша-тяван играет в нём особую роль. Выбор чаши - важное средство для раскрытия замысла тядзина. Не случайно она является каноническим предметом для любования. В чаше, как в зеркале, отражается мироздание - таким, каким нам его хочет показать Учитель; из неё, как из семени, вырастает дерево тя-но ю. Поэтому я и приглашаю Вас в этот раздел, где чаши можно рассмотреть подробно, со всех сторон, как бы поворачивая их в руках - так, как и положено во время чайного действа...

Рядом с цветущим вьюнком
Отдыхает в страду молотильщик...
Как он печален, наш мир!
                      Басё

Вот она перед нами - чаша, исполненная на одно из самых известных - и самых загадочных стихотворений Басё, кредо зрелого периода его творчества, возможно - поэтическая формула основных законов бытия. Как правильно толковать её - как всеобъемлющий символ или зарисовку с натуры? Почему сопоставлены именно цветок и уставший крестьянин? Думаю, это не случайно. Вьюнок постоянно служит в поэзии хайку символом красоты, чистоты, а подчас "вторым я" и собеседником поэта ("Утренний вьюнок... Запер я с утра ворота, мой последний друг!"). А молотильщик... кого ещё можно выбрать, задавшись целью в одном человеке показать судьбу человечества? Вот это, со временем пришедшее понимание стихотворения, не претендуя на его полноту, я и попытался в меру сил передать, избегая излишней буквальности.


   
Большая и тяжёлая чаша из тонкой каменной массы, обожжённая при очень высокой температуре до образования естественной глазури, возникающей при оплавлении поверхности черепка - такой же, как на самых старых образцах японской керамики для чайной церемонии, - покрыта снаружи то деликатно выгравированным, то энергично врезанным контррельефным изображением вьюнка, обвивающего стебли травы.

Невозможно отделить вьюнок от трав, которые он обвил; точно так же неразделимы растворённая в мире красота - и тяготы, неизбежно связанные с человеческим существованием. Молотильщика на чаше, разумеется, нет; но незримо присутствует его печаль, сливаясь с грустью поэта... Иероглиф "печаль", данный в скорописной форме, выполняет здесь роль "ключевого слова", отсылающего зрителя к тексту знаменитого хайку, а точно воспроизведённая по сохранившемуся автографу Басё подпись "Банановая пальма" служит дополнительным указанием для искушённого зрителя.

следующая чаша: 1  2    3    4    5    6    7    8    9    10