Главная > В мастерской > Дневник художника > 1  2  3  4  5  6  7...
Чаши для чайной церемонии
Работа в процессе Уроки ремесла Дневник художника - продолжение Проза жизни
Написать автору?

  

     
 

Дневник художника

Этот раздел не имеет прямого отношения к моде на онлайн-дневники. Ничего "интересного", и вообще ничего такого, что может иметь отношение к личной жизни. Но есть ли для художника что-то более личное, чем его повседневная работа и борьба - с самим собой, с самим собой? Вот я и хочу попробовать показать творческий процесс с его находками и неудачами, с переходами от надежды к отчаянию и вдруг - с неожиданным подарком судьбы, каким можно считать любую из по-настоящему удачных работ. В завершенной вещи этого не увидишь - а есть ли что интереснее? Здесь будут размышления и поиски, замыслы и эскизы - одни на ваших глазах превратятся в законченные работы, другие так и останутся набросками. Я верю, что все стоящие идеи - из одного источника, но порой они приходят к нам самыми причудливыми путями. Как знать - может быть, то что не удалось осуществить мне, пригодится кому - нибудь другому...

Вот уже десять лет я занимаюсь э-ута. У меня было время, чтобы задуматься, что и зачем делаю. Можно перенять те или иные приемы, но логика работы неизбежно приведет к простой истине: учиться можно у кого хочешь, но при этом нужно оставаться на своих ногах. Конечно, всё начинается с классики. Опыт великих, как меч в камне - принадлежит тому, кто сможет его взять. Но без русских хайку нам не обойтись - за ними будущее жанра.

Граф Мур - личность в Рунете известная; его сайты
"Аромат Востока"   и  Портал Хайку-до - одни из лучших по японской поэзии. Кроме того, он пишет отличные хайку. Но рациональные причины это ещё не всё. Выбор стихотворения для э-ута похож на любовь с первого взгляда - порой едва прочитав, понимаешь - вот оно, настоящее...

В синем небе
Одинокому облаку
Некуда дется...

                   Граф Мур

И правда - сильное стихотворение. В нем есть послевкусие, как у хорошего вина. Прочтёшь - и долго еще звучит в душе это "некуда дется"... Я понимаю это облако - для одинокого и небо тюрьма. Свобода - это не свобода передвижения, а возможность выйти за пределы своего существования и хоть отчасти жить в других - не правда ли? Всё это - и ещё многое - укладывается всего в семь слов. Поразительный результат! Так что делать или нет - для меня вопроса не было.

Но как передать одновременно и безбрежность неба - общепринятого символа свободы - и его замкнутость и ограниченность? Выход нашёлся не сразу, хотя и оказался очень простым. Его подсказала сама форма предмета. Ведь чаша - это единство и противоположность внутренней и внешней поверхности. А что противоположно небу? Земля. Вот я и попробую сделать внешнюю сторону чаши в виде мертвой растрескавшейся земли, в которой заключено безбрежное небо. Пожалуй, это не только передаёт смысл, но и добавляет новые оттенки - максимум того, что можно желать в э-ута.

Одиночество - главное слово в стихотворении - и единственное, что невозможно изобразить. Значит, это стоит написать. Три иероглифа, составляющие в японском понятие "одиночество" очень красивы, особенно в скорописи. А если их сделать настолько крупными, чтобы они охватывали всю чашу? Получится, что и облако, и само небо замкнуты не только в пространстве чаши, но и в кольце своего одиночества.

И вот в конце декабря 2002 г. я решил, что пора начинать работу. Возможно, следовало ещё немного подумать. Через пару месяцев я это понял. Всё в готовой чаше меня устраивало, даже диссонанс голубого неба и рыжего цвета земли, но...Само облако получилось маловыразительным, как бы размазанным по поверхности чаши. Это не могло передать драматизм ситуации, когда даже яркая личность, оказавшись в одиночестве, теряет силу...

кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить

Нельзя сказать, что я совсем недоволен результатом, но всё же стихотворение оказалось сильнее, чем его материальное воплощение. А жаль! Были, впрочем, и нечаянные удачи. В самый последний момент перед высокотемпературным обжигом, после которого исправления уже невозможны, ваш покорный слуга сообразил нанести на голубую поверхность неба сетку кракле более темной синей эмалью. Нежное, тающее кракле осталось в голубизне неба неровной, но различимой сеткой, напоминая о гамлетовском - "что касается меня, то для меня весь мир - тюрьма". Во втором варианте я попытался повторить этот эффект, но не смог. Но это была уже совсем другая история...

Дальше...   >   1  2  3  4  5  6  7  ...