Возможно, эти страницы станут началом нового раздела. В нем речь
будет идти о предметах внешне различных , но объединённых общим
подходом - взглядом со специфической точки зрения практикующего
гончара - человека, ежедневно имеющего дело с глиной и обжигом.
Это не так уж мало: при взгляде с гончарного круга многое выглядит
по-другому, не так, как из-за письменного стола.
Очерк, который я решился предложить вашему вниманию, не претендует на фундаментальность. Историк или
искусствовед могли бы гораздо лучше меня обрисовать во всех подробностях долгий путь развития японской керамики.
И всё же именно потому, что я не искусствовед, а художник-керамист, осмелюсь высказаться
на эту важную для меня тему.
В течение многих лет японские мастера были
моими учителями, их творения - недосягаемыми образцами , а
традиционные приёмы работы с глиной - постоянным предметом
исследования. Может быть, это дает мне некоторое право говорить о
них на основании собственного опыта, со своей точки зрения. К тому
же все эти годы я собирал всё относящееся к предмету - важное и
мелочи, детали и подробности, подчас способные оживить прошлое не
хуже, чем самые серьёзные
исследования.
История керамики началась в Японии более пяти тысяч лет назад
искусством периода Дзёмон (3000-400 гг. до н.э.), и начало это было
столь ярким, что трудно поверить, что племена охотников и собирателей
могли создать столь сложные в техническом отношении и художественно
совершенные произведения. Собственно термин "дземон" означает
"витая веревка" и возник в связи с приемом изготовления этих
крупных и сложных по форме терракотовых сосудов с использованием
глиняных жгутов.
Назначение их, очевидно не хозяйственное, остаётся для нас
непонятным, а форма настолько сложна, что не вяжется с нашими
представлениями о примитивном искусстве. Право же, они прекрасно
смотрелись бы на любой современной выставке без скидок на возраст.
То обстоятельство, что обжиг этой керамики производился не в печах,
а в ямах, заполненных древесным углём, отнюдь не упрощало работу
древних мастеров, и вы согласитесь, что творения периода Дзёмон -
это одна из неразгаданных загадок истории.
Пожалуй, из всех памятников культуры Дзёмон наиболее известны так
называемые статуэтки догу - стилизованные фигурки людей высотой
около полуметра в фантастических одеяниях, которые некоторые
исследователи считают изображениями инопланетян в скафандрах
Около 400г. до н.э смена
культур, связанная с очередной волной миграции, положила конец эпохе Дзёмон, но некоторые
черты её искусства сохранились и продолжали жить спустя тысячелетия. Я имею в виду особое
отношение к чистой, неглазурованной поверхности изделия, ощущаемой как ценность
(то, что в Китае воспринималось бы как крайняя степень бедности), и особая экспрессия,
почти гротескная выразительность форм, которая проявится потом в монументальной
скульптуре, портретной пластике и нэцке..Возможно, также глубинным влиянием эстетики
Дзёмон можно обьяснить тот факт, что только в тринадцатом веке глазурованная керамика
смогла вытеснить терракоту, хотя изготовление глазурей было известно в Японии ещё
с седьмого века н.э.
Среди изделий различных керамических мастерских и раньше
встречались сосуды, покрытые пепловой и солевой глазурями, а также
так называемой естественной глазурью. Первая из них состояла в
основном из пепла, который получали от сожжения морских водорослей,
богатых солями калия; в процессе обжига он воздействовал на поверхность
изделия, оплавляя её. Для получения солевой глазури в горячую печь в процессе
обжига забрасывали морскую соль. Испаряясь, ионы калия и натрия оседали на
поверхности изделия, вызывая образование тонкой прозрачной глазуреподобной плёнки.
В отличие от них , естественная глазурь образуется при кратковременном подъёме температуры
обжига выше точки плавления глины.
Кроме того, в
окрестностях Киото с давних пор изготавливали цветную черепицу и изделия
с легкоплавкой свинцовой трехцветной глазурью. Этот опыт послужил впоследствии
основой для создания знаменитой керамики Раку. Но впервые массовое производство
по-настоящему качественной глазурованной керамики было освоено в мастерских
провинции Бидзен. Сперва это были изделия культового назначения, а потом
- утварь для чайной церемонии.