|
|
Чаши ренги - 2
Иней
- одна из моих любимых тем, и трава тоже, никак не могу пройти
мимо их сочетания, тем более в такой увязке. Тема стойкости
и обреченности - да, старости - несомненно, а ещё?
Вот
первый эскиз... крупное серо-голубое кракле, морозный туман
по краю, в духе ямато-э, изображение травинок врезано в поверхность
чаши и залито глазурью, по ней, мелким кракле, герой строфы
- иней. Делать чашу на круге или формовать от руки, с подчёркнутой
асимметрией, и не добавить ли с обратной стороы иероглифы -
"первый иней", например? ЛТ вроде одобрила, но всё
же ещё подумаю...
|
|
Несколько
дней спустя...
Откликнулась
Элина; позволю себе процитировать её мнение: "... я несколько
раз открывала этот эскиз, вроде все нра, и, все-таки, изображенная
трава мне там показалась слишком ...мм...летней. Шелковой такой,
стелющейся...а осенью трава бурая, вся в оспинах от сырости
и заморозков. Поникшее, ветром поломанное и прибитое к земле
жнивье...линии перекрученные и ломкие. И иней... не только на
травинках классических таких, но и на сухостое, на колючках
репейных поблескивает где-то, пока солнце не добралось. Возможно,
микротрещины кракле по травинкам и дадут это ощущение осенней,
покрытой инеем травы, где-то даже вроде как ржавчиной тронутой."
Пожалуй,
соглашусь. Трава - не пассивный фон, а активный участник драмы.
И вот решил я всё переделать, дать траве лицо, точнее, лица.
Что-то вроде Сайгё: Я видел летний луг. Там всеми красками пестрели.
Несчётные цветы. Теперь у них, убитых стужей,. Один-единый цвет...
Поймаем это в самом начале процесса. И вот получился второй
эскиз. Пожалуй, он кажется более интересным.
12
декабря
Чаша
была отформована на круге, затем подсушена, и после тщательной
обточки начался самый приятный этап - гравировка контррельефом
покрытых инеем трав. Травы - мои любимые персонажи, мне никогда
не бывает скучно разбираться в их переплетениях и сложных взаимоотношениях,
но главная проблема впереди. Иней - как-то он ляжет, каким будет?
Удержится ли после всех необходимых обжигов? От этого и зависит
судьба чаши...
|
|
27
декабря.
Вот
работа и закончена. Пять слоёв глазурной живописи кракле, шесть
обжигов. Завершающий высокотемпературный обжиг прошёл удачно
- инея получилось достаточно, не много и не мало, и общее настроение,
на мой взгляд, подходит к тому, что сказано в строфе...
|
Совет
Элины был дан вовремя, и он мне очень помог. Очень близок к
тому, что у иеня на душе, оказался этот подход - всмотреться
в путаницу побуревших, побитых изморозью, скрученных от холода
травинок. И увидеть среди них мой любимый персонаж - колючий,
не уступающий ни в чём и никому - чертополох.
Посмотрите:
у каждой травинки своё лицо, свой характер, своя судьба. Кто-то
склоняется, кто-то сломался, кто-то гордо противостоит тяготам
осени. А некоторые даже пытаются цвести, и им дела нет до своей
обречённости. А вот запутавшийся в травинках гость издалека
- кленовый лист. Почему-то он появляется почти на каждой чаше.
Можно считать его своего рода геральдическим знаком этой ренги.
|
|
Удачно,
на мой взгляд, получились также обратная, предназначенная для
питья и потому почти лишённая декора сторона, и внутренняя поверхность,
где средствами глазурной живописи кракле была разыграна та же
тема, только инея в траве больше, и он не собирается никуда
уходить, это траве придется уйти - под снег.
И всё же в этой достаточно самурайской по духу чаше нет ощущения безысходности: света больше, чем тьмы, и гордость сильнее стужи.
|
Следует добавить, что за прошедший год я много раз пытался фотографировать эту непростую по характеру чашу - на снегу, среди родной ей покрытой инеем травы или осенних листьев, но до сих пор не убеждён, что в снимках мне удалось в полной мере передать её сдержанное обаяние и холодную гордость.
|
|
|
|
|
|