Главная > В мастерской >
Чаши ренги
Чаши на строфы командной ренги-2007
Работа в процессе Уроки ремесла Дневник художника Проза жизни Главная
Написать автору?

  

кликните, чтобы увеличить - 70кб

Презентация чаш
из серии "Колокол Китежа"

Кликните, чтобы скачать - 20 мб

  

Галерея тяван

     
 

Чаши ренги - 16

12 февраля.      Шестнадцатая строфа мне также показалась очень удачной, (думаю, со мной многие согласятся), но как подобраться к её пластическому решению, я догадался далеко не сразу. Не хотелось понимать происходящее как жанровую сценку или штудию с натуры, пусть даже самой юной и очаровательной.

распускает во тьму
дева юные косы


                               Эгиль

И вот совершенно случайно, перечитывая Мандельштама, наткнулся на строки "когда, уничтожив набросок,/Ты держишь прилежно в уме/ Период без тягостных сносок,/ Единый во внутренней тьме.." и вдруг понял - тьма, в которую распускает косы юное создание - это и есть её внутренняя тьма, непроглядная для неё самой, темнее любой ночи и древнее всех заповедей, "женского начала начало".

Эта трактовка прекрасно ложится в форму чаши. Пусть она будет словно сплетённой из прядей волос, распускаемых и вновь собираемых в каком-то древнем, почти колдовском  обряде, перебираемых тонкими властными  пльцами, а отрешённое лицо девы, сосредоточенно прислушивающейся к чему-то (в себе? или извне? - дальнему, как вечность, близкому, как судьба) - будет подобно маске театра Но. (Давно хотел сделать чашу с японскими масками, но не было подходящего сюжета). Пусть вместо украшения в волосах прячется знак  ренги - красный кленовый лист, а внутри чаши будет та самая тьма с сгорбленным стареющим месяцем и редкими звёздами...

Так я и сделал. Чаша получилась небольшой, но достаточно тяжёлой, с почти металлической фактурой наружной поверхности, с глубокой и как бы материальной тьмой первобытной ночи внутри. Самой большой проблемой в этой нестандартной ситуации было добиться единства, чтобы лицо девы, выполненное из светлой керамической массы не контрастировало черезмерно с тёмнотой фона, а жило бы непринуждённо и естественно. Честное слово, это было непросто!

Действительно, нельзя допустить, чтобы у зрителя может возникнуть ощущение, что чаша - это голова. Чаша, строго говоря, это не предмет, чаша - мир, маленькая модель мироздания, сводить которую к чему-то конкретному недопустимо - по крайней мере для меня .

Решить проблему помогли всё те же волосы. Идею выполнить чашу как бы сплетённой из волос я оставил, и не только из-за технических трудностей. Делать внешнее - волосы слишком натуральными значило отвлекать внимание от того, что представляется мне главным смыслом стихотворения.

Но если вдуматься, волосы материя не простая и достаточно мистическая. Подобно свету (который одновременно и волна и частица, так - если не напутал?) они тоже и волна и нить, одновременно слабое и непобедимо притягательное. Струясь между тонких пальцев, разбегаясь волнами, спадая потоками, они подчиняют всю наружную поверхность сосуда некой древней магии движения, заставляя снова и снова поворачивать и рассматривать чашу.

кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить кликните, чтобы увеличить
кликните, чтобы увеличить - 70 кб кликните, чтобы увеличить - 70 кб кликните, чтобы увеличить - 70 кб

В этом мире, околдованном магией волос, существуют на равных стареющий месяц, лик юной девы, словно погружённой в волшебный сон, большие звёзды и знак чаш ренги - красный кленовый лист.

А Вы что об этом скажете?

Продолжение >>   1 2  3  4  5  6  7    8   9  10  11   12  13  14   15  16  17    18    19    20    21    22    23    24  

перейти в раздел Чаши Ренги - крупным планом

Перейти в раздел: "Чаши Ренги - крупным планом"