|
|
Чаши ренги - 17
12 февраля. Первое, что я подумал, прочитав семнадцатую
строфу - ну, это уж точно не буду делать. И дело тут не в качестве стихов - просто немногим более года назад я уже сделал чашу на стихотворение Басё, избранное Ани в качестве прообраза, с использованием превосходной каллиграфии Эри Такаше, воспроизводящей текст хайки великого мастера. Но некоторое время спустя я был настроен уже не так категорично, а мелькнувший в обсуждении рассказ о действительных или мифических свойствах восточных бронзовых зеркал, побудил меня попробовать решить эту задачу, сконцентрировав внимание именно на зеркале.
Открыто
окно...
На зеркало
смотрю, а вижу? - Цветущие
сливы!
ani
Поначалу предполагалось силуэтное, словно из паутинных линий сплетённое отражение лирического героя, но, к счастью, я вовремя понял, что лирическим героем должен быть каждый, взявший в руки чашу, и не стал портить и без того запятнанную временем и невзгодами поверхность старого металлического зеркала.
|
|
Чаша нарочно сделана приземистой и широкой, максимально приближаясь к форме зеркала, а вес её благодаря очень плотной и спёкшейся металлизированной массе, из которой она выполнена, почти таков же, каков был бы у настоящей бронзы.
|
Ветка цветущей сливы - единственное, что способно отражать это старое чёрное зеркало; но, следуя логике знаменитого изречения Басё, - чего стоит зеркало, которое не отражает цветущую сливу, и более того, истинное зеркало только цветущую сливу и должно отражать.
|
Ветки и цветы сливы, выполненные инкрустацией цветными массами, кажутся особенно живыми из-за того, что слегка приподнимаются над фоном. На мой взгляд, это подчёркивает основную идею строфы: наблюдатели могут приходить и уходить, а красота остаётся как единственная реальность.
|
Разумеется, я (чай, не японец какой) не удержался и на обратной стороне чаши разместил каллиграфическую надпись с текстом Басё, всё в той же энергичной каллиграфии Эри Такаши.
|
Пожалуй, иероглифы на металлизированной поверхности смотрятся намного интереснее и живее благодаря игре бликов, а сопоставление хонки и дори, проведённое здесь напрямую - полагаю, что раз или два за всю серию художник имеет на это право, - придаёт всей вещи большую остроту и напряжённость.
|
И напоследок, когда уже почти всё было закончено, прилепился зачем-то кленовый лист; след от которого остался и после обжига. Что он-то значит? Ах, да, 2006 год, комренга-3, "сервиз ренги".
|
|
|
|